МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»
Курск
  • Доступная среда

      ИНФОРМАЦИЯ О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (ПРОГРАММА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА")

      «От образования для всех — к качественному образованию для каждого»

      Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ №36 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

      Программа «Доступная среда» обеспечивает:

      • создание в МБОУ СОШ №36 специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
      • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
      • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

      Ожидаемые результаты:

      • позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
      • обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.

      Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

      «Доступная среда» обеспечивает:

      • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
      • осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
      • даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
      • обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

      Основные задачи  программы «Доступная среда»:

      1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

         1.1 Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

         1.2 Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

         1.3 Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

      1. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

         2.1 Сориентировать коллектив МБОУ СОШ №36 на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

         2.2 Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

         2.3 Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

      1. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

         3.1 Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в МБОУ СОШ №36.

         3.2 Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого -педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

      Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:

      • развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; 
      • реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся.

      Психолого-педагогическое сопровождение детей

      Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

      РОДИТЕЛЯМ

      Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни. 
      Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива. 
      Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. 
      Включающее образование базируется на восьми принципах: 

      • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 
      • Каждый человек способен чувствовать и думать. 
      • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 
      • Все люди нуждаются друг в друге. 
      • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 
      • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 
      • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 
      • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 

      Информационное обеспечение

      Информационно-образовательная среда ОУ включает в себя

      • совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.), 
      • культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, 
      • компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), а также наличия служб поддержки применения ИКТ.

      Программа "Доступная среда" действует с сентября 2011 г. В рамках ее реализации в школе проведены работы по замене дверей, установлен пандус, получено новое компьютерное оборудование. Этим оборудованием могут пользоваться все дети школы, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

      Создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируют Статья 15 Федерального закона     от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Поручения президента Российской  Федерации  от  17.04.2009 № ВП-П13-6734 о   мерах  по   реализации основных положений Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской    Федерации от 12.11.2009, Государственная программа Российской  Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

      Условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»

      В основе работы с детьми ОВЗ в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» лежит социальная адаптация, предоставление равных возможностей для всех учащихся.

      Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом:

      • учреждение реализует программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
      • групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);
      • индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально.

      Условия поступления.  

      В  школу образовательным программам начального общего, основного общего образования принимаются все подлежащие обучению граждане, проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня при наличии свободных мест.

       В соответствии с программой «Доступная среда» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» стремится создать универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития.

      Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

         Учреждение располагает достаточной материально-технической базой и возможностью качественного материального обеспечения учебно-воспитательного процесса: 37 учебных кабинетов,  компьютерный класс, 1 кабинет обслуживающего труда, 2 мастерских,   спортивный зал, столовая, имеется библиотека совмещенная с читальным залом.

         Современным оборудованием оснащены кабинеты    информатики, обслуживающего труда .Обеспечен безлимитный доступ в сеть Интернет.

          Учебные кабинеты  в  недостаточной степени укомплектованы учебным и коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и воспитания, современной мебелью, наглядными пособиями, позволяющими осуществлять образовательный процесс для детей с ОВЗ.

      Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

      Трёхэтажное  здание из сборного железобетона, перекрытия бетонные, обеспечен доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (подъёмник, поручни, ). Кабинет для занятий детей с ОВЗ находится на I этаже, свободный проход до самого кабинета. Рядом с кабинетом расположен  оборудованный санузел.

      Об условиях питания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

        В целях создания условий, гарантирующих охрану, укрепление здоровья обучающихся, организацию горячего питания Учреждение руководствуется  Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Учреждения,СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», заключает договора на оказание услуг питания обучающихся с  «ИП Кириченко».

       В МБОУ «СОШ №36»  горячее питание осуществляет «ИП Кириченко».Оплата школьного питания осуществляется за счет средств родителей.

       Для учащихся  школы организовано горячее питание в светлой, уютной, просторной столовой на 150 посадочных мест.

       Помещение столовой  не адаптировано для питания обучающихся с ОВЗ.

      Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

      Для охраны здоровья обучающихся медицинское обслуживание проходит по следующим направлениям:

          функционирует лицензированный медицинский кабинет;    

            мероприятия по профилактике заболеваний и  оздоровлению обучающихся: вакцинация обучающихся, медицинские осмотры, проведение диспансеризации обучающихся, гигиеническое обучение и воспитание обучающихся, индивидуальные и групповые беседы со школьниками о личной гигиене и прививках, гигиеническое образование педагогов и родителей.

      О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

      В школе имеется  компьютерный класс, оборудованный  не меловой доской.

      Для работы в компьютерном классе составлен график работы, где предусмотрен свободный доступ учащихся и педагогов.

      Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для детей с ОВЗ предоставлен на общих условиях.

       Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ Учреждение не имеет.

      Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

      Основная часть фонда данных учебников —словари, справочники и энциклопедии, практические курсы и обучающие программы. Фонд электронных образовательных ресурсов используется учителями на уроках, при подготовке в ОГЭ, для проектной деятельности, организации предпрофильных курсов, проведения индивидуально-групповых занятий, факультативов и кружков и др.

      Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с  ограниченными возможностями здоровья

      В настоящее время в школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.

      Материально-техническое оснащение кабинета для работы с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ

      Материально-техническое оснащение кабинета для работы с детьми с ОВЗ:

      • Пространственный проектор ;
      • Фиброоптические волокна;
      • Зеркальный шар;
      • Светильник со сменными разноцветными стеклами;
      • Распылитель для ароматерапии в комплекте с ароматическими маслами;
      • Портативный фонарик;
      • Портативный фонарик ультрафиолетовых лучей;
      • Разноцвктные шнуры, светящиеся под воздействием ультрафиолетовых лучей ;
      • Разноцветные палочки, светящиеся под воздействием ультрафиолетовых лучей ;
      • Клубок, светящийся в ультрафиолетовом свете;
      • Мешочек для тактильного восприятия предметов;
      • Шейкер в виде яйца;
      • Вибрационный массажер в виде шнура
      • Музыкальный центр с набором дисков для релаксации;
      • Пуф Облачко
      • Зеркало для работы с оборудованием
      • Шейкер, имитирующий шум дождя;
      • Мягкие мячики;
      • Нейлоновая ткань;
      • Сетевой шнур;
      • Светящийся шар;
      • Фигурки животных, светящиеся под воздействием ультрафиолетовых лучей;
      • Тактильные дощечки

      Школа - инновационное образовательное учреждение, оснащенное современным программным обеспечением

      В МБОУ " СОШ №36" создана единая образовательная информационная среда для повышениякачества образования, создания условий для совершенствования и реализации возможностей педагогического коллектива и обучающихся в области информационных и коммуникационных технологий.

            Ресурсное обеспечение способствует созданию в школе современной образовательной среды для развития творческого  потенциала обучающихся и учителей: в  школе компьютерный класс,  1 интерактивная доска, в  кабинетах имеются  технические средства обучения.

                       Подключение к сети Интернет позволяет обучающимся профильных классов дистанционно проверять решенные задачи с помощью специализированного сайта. Возможности подключения к сети Интернет позволяют проводить уроки дистанционно.

      Информация о средствах обучения и воспитания

      В учреждении имеются  компьютеры.

      10 кабинетов школы оборудованы автоматизированным рабочим местом

      учителя (компьютер, проектор, экран), что составляет 30% от общего числа всех кабинетов.

      Созданы автоматизированные рабочие места:

      библиотекаря;

      социального педагога;

      администратора школы  (6 компьютеров).

      В  школе имеются предметные кабинеты, в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения.

       В школе функционирует библиотека, совмещенная с читальным залом, содержащая комплект оргтехники, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ обучающихся.

      Качество библиотечно-информационного обеспечения

      Обеспеченность учебниками, учебно-методической  и иной литературой

      Книжный фонд (экз.)

      Всего

      % обеспеченности

      I уровень

      IIуровень

      IIIуровень

      учебники

      26325

      100%

      100%

      100%

      учебно-методическая литература

      7000

      74%

      69%

      62%

      художественная

      6720

      55

      32

      17

            Материально-техническое оснащение  школы соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям.

      Здание школы построено по типовому проекту, оснащено центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией. В школе имеется актовый зал, спортивный зал, класс хореографии. учебные кабинеты по всем предметам, столярная и слесарная мастерские, кабинет обслуживающего труда, кабинеты для занятий кружков, секций дополнительного образования, компьютерный класс, учебно-лабораторный кабинет, библиотека, совмещенная с читальным залом,  кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, медицинская комната, прививочный кабинет, процедурный кабинет, стоматологический кабинет.

            На территории  школырасположены стадион, спортивные площадки, детская площадка. Это позволяет повышать эффективность образовательного процесса.

           В школе имеется оборудованная медицинская комната, стоматологический кабинет. Медицинскую помощь и контроль за состоянием здоровья обучающихся в школе осуществляют врач и медицинская сестра, которые работают в тесном контакте с классными руководителями и администрацией школы, периодически информируют педагогический коллектив о состоянии здоровья обучающихся, ведут просветительскую работу.

      Для проведения уроков по предмету «Технология» оборудованы 3 мастерские (слесарная, столярная, швейная), 1 кабинет кулинарии.

      Для проведения уроков физической культуры и обеспечения внеурочной занятости в школе  работает спортивный зал, имеющий раздевалки, душевые, туалет. Спортивный зал оснащен спортивным оборудованием.

      Информатизация - залог успешности ОУ

      В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством учителя, проводящего учебное занятие.

      Информационно-поисковая система — Rambler.

      На компьютере, подключенном к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации интернет Цензор, обеспечивающие исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процесса.

      Обучающиеся посещают разнообразные цифровые образовательные ресурсы , смотреть страницу «Электронные образовательные ресурсы».

      Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (далее — Государственная программа).

      Одной из основных целей Государственной программы является: формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

      Одной из основных целей государственной политики при реализации данной программы является создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях. Необходимым условием реализации указанной цели является создание в общеобразовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

      В рамках Государственной программы принята подпрограмма 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» (далее — Подпрограмма 1).

      Перечень основных мероприятий Подпрограммы 1 и направлений реализации данных мероприятий приведен в приложении № 3 к Государственной программе.

      В Приложении №3 к Государственной программе определен перечень основных мероприятий, в том числе в рамках принятой подпрограммы 1 «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», а именно: в п. 16 указанного перечня предусмотрено основное мероприятие 1.16 «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом».

      Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении.

      Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Согласно указанному закону, инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

      Основным направлением реализации мероприятия Подпрограммы 1 является: создание в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обучения детей-инвалидов (устройство пандусов, расширение дверных проемов, замена напольных покрытий» демонтаж дверных порогов, установка перил вдоль стен внутри здания. устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов, установка подъемных устройств, приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта, и др.) (основное мероприятие 1.16 Приложения № 3 к государственной программе).

      Поделиться страницей

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie